Недвижимость от застройщиков

Регулирование стройотрасли: три возможности

В мире есть три модели регулирования: организации профессионального регулирования, саморегулируемые организации и смешанная модель

Проводя реформу по децентрализации власти, Украина никак не может расстаться с жестким госрегулированием строительного рынка. Член Совета аккредитации Нацагентства аккредитации Украины Борис Платкевич поделился иностранным опытом в этом вопросе и рассказал, как регулирование стройотрасли устроено за рубежом и что из международного опыта можно применить в Украине.

platkevigh


Фото: http://usptb-ntc.orgВ мире есть три модели регулирования: делегированная (полномочия находятся у организаций профессионального регулирования), добровольная (саморегулируемые организации) и смешанная, к которой наиболее тяготеют в Украине.

Анализ зарубежного опыта свидетельствует о том, что ведущие страны мира внедряют такие механизмы регулирования, которые отвечают политике децентрализации на всех уровнях общественной жизни. В странах Европы, если мы, например, говорим о Германии действуют палаты – так называются местные саморегулируемые организации. Это и есть организации профессионального регулирования, делегированная модель регулирования. Есть Баварская палата инженеров-строителей, Баварская палата архитекторов, Берлинская палата архитекторов-строителей и т.д. На такие организации возложены функции регулирования деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры и строительства, проведение профессиональной аттестации архитекторов, инженеров, проектировщиков, экспертов технического надзора, допуск на рынок этих категорий экспертов и т.д. Т.е. организации профессионального самоуправления наделены определенным объемом тех полномочий, которые сегодня у нас во многих случаях выполняет государство.

Иллюстрацией того, что выполнение функций регулирования не обязательно находится в ведении государства, является пример Новой Зеландии. Там органом, который выдает разрешения на строительство и обеспечивает инспекционные проверки, может быть либо государственное учреждение, либо частное лицо, прошедшее соответствующую аккредитацию в специальном подразделении некоммерческой саморегулируемой организации.

Другим примером признания социального статуса саморегулируемых организаций является изменение ролей регулирующих и регулируемых сторон. Такой опыт наиболее часто применяется в США. В роли регулируемого выступает местный строительный надзорно-контролирующий орган, который проходит процедуру аккредитации, в то время как функции регулирующего и аккредитующего органа выполняет негосударственная организация – это дочерние предприятия Совета по международным кодексам. В США система регулирования является высокоразвитом саморегулируемым организмом, где потребность в инструментах регулирования определяется исключительно потребностями участников рыночных отношений – поставщиков и потребителей. Во взаимоотношениях с поставщиками государство выступает в роли делового партнера и одновременно в роли агента потребителя, который защищает общественные интересы. В этой роли американские органы государственного управления принимают участие в работе национальной системы технического регулирования наравне со всеми прочими его субъектами.

Госструктуры не должны заниматься тем, чем они не должны заниматься в рамках рыночной экономики. Необходимо построить такую модель регулирования отрасли, которая работает во всем мире

Классическая модель саморегулирования строительной отрасли создана, например, в Великобритании, где при наличии достаточно детального общего законодательства большая роль принадлежит саморегулируемым структурам. Ярким примером саморегулируемой негосударственной организации в этой стране является Национальный совет домостроительства Великобритании, к функциям которой относится определение стандартов строительства новых объектов недвижимости и рассмотрение жалоб от их покупателей. с целью удовлетворения жалоб совет организовывает работу по устранению недостатков и дефектов в жилых домах. Это то, что может делать саморегулируемая организация через страхование и что не делает государство. По сути, потребитель получает дополнительную поддержку, которая реализуется под руководством совета. Совет определяет стандартны в сфере строительства, стандарты разрабатываются комитетом, в состав которого входят представители потребителей, строительных компаний и других профессиональных организаций.

Можно привести еще много примеров, но теперь интересно понять, что же существует у нас. В течение последних не менее семи лет осуществляются попытки разработать рамочный закон о профессиональном саморегулировании, в парламенте было зарегистрировано три соответствующих законопроекта, но пока что так и не удалось урегулировать этот вопрос на законодательном уровне.

Государство всегда говорит о том, что не может отдать какие-то властные функции, которые должны принадлежать государству. Но речь не идет о том, что госорганы должны отдать властные полномочия – нет, они должны принадлежать государству. Просто госструктуры не должны заниматься тем, чем они не должны заниматься в рамках рыночной экономики. Необходимо построить такую модель регулирования отрасли, которая работает во всем мире.

ABCnews

Все новости ABCnews →
Реклама застройщиков
Последние новости:
Green Line 30.11.2020 ЖК Green Line

Яровиця 30.11.2020 ЖК Яровиця

Яровиця 30.11.2020 ЖК Яровиця

Портал 'Нерухомість від забудовників' 28.11.2020 Портал 'Нерухомість від забудовників'

Compass 27.11.2020 ЖК Compass

Воробьевы горы на полях 27.11.2020 ЖК Воробьевы горы на полях

Парковий квартал (Ковель) 27.11.2020 ЖК Парковий квартал (Ковель)

Містечко Центральне 27.11.2020 ЖК Містечко Центральне

Щасливий 27.11.2020 ЖК Щасливий

Дніпровська Брама 2 Акция завершена 27.11.2020 ЖК Дніпровська Брама 2

Все новости→
Получай новости и акции застройщиков
  • Нові комплекси (щопонеділка)
  • Новини забудовників (щочетверга)
  • Динаміка будівництва (раз на місяць)

Поставьте галочку "Я не робот" и нажмите кнопку "Подписаться на рассылку"

Реклама
Реклама
Популярные застройщики Каталог застройщиков →